— написано в лондонской подземке на платформе. Чтобы, значит, пассажиры помнили о разрыве (проёме, прогале, зазоре) между поездом и площадкой.
Опять наслушалась лекций А.С. Филоненко. Добрых и лёгких, незатейливых с первого взгляда. Глубоко продуманных и многое заставляющих примерить на себя. Любопытный опыт: о серьёзном говорить так весело и просто.
В одном из своих рассказов лектор как бы невзначай отвлёкся на это самое выражение — «mind the gap». И поведал, что долго переводил его, обдумывал и прикидывал к собственному опыту. Как пример, привёл мысль о создании фильмов на основе литературного произведения. Получается, автор книги оставляет этот самый гэп читателям — додумать, вообразить свои черты героев и обстоятельства. А создатели фильма аккуратно эти зазоры заполняют своими решениями.
Наверно, поэтому я не особенно жалую кино, обрадовалась я тут же найденному объяснению. Но тут же остановила сама себя: ага, я и книги-то особо не читаю. Слушаю аудио. А там — хочешь не хочешь, каждый исполнитель добавляет к авторскому тексту свою личность. Обогащает или обедняет, как повезёт. Но слушая аудиокнигу ты уж точно не наедине с писателем.
Интересно, почему же меня так зацепило это выражение. Именно сейчас, когда я учусь на Яндекс.Практикуме и, казалось бы, непременно должна помнить о своей разности с остальными студентами.
И кроме того, когда прихватила модная нынче неудобосказуемая болячка, и ты должна носить маску, помнить о дистанции, удаляться всего и вся.
Когда весной-летом наступила удалёнка, у меня, как и у многих, появился уникальный повод подумать о всевозможных провалах и ущельях. Но — не подумала. Занималась чем угодно: слушала лекции и книги, обустраивала быт, даже немного рисовала. Но почти не думала об этом новом, неуклонно надвигающемся всеобщем опыте разобщённости. Точнее, не придавала ему особого значения.
Сейчас же, услышав из лекции того же А.С. рассказ о «Декамероне», написанном как раз во время и по следам чумы, понимаю: вот он, случай и шанс. Отойти на полшага от электрички, задержаться на платформе, посмотреть на себя со стороны, подумать, а зачем мне даны это время и этот гэп.
Как gap year, пока не очень прижившийся в нашей культуре. Его берут после окончания школы, чтобы осмотреться, получше разобраться в себе и своих наклонностях и только потом принимать решение: учиться дальше или идти работать.
Как зависшие на минуту электронные часы в финале фильма «Влюблён по собственному желанию», где герои с непривычной опаской смотрят на обнулившееся время: что будет дальше?
А что будет дальше? И какие будем мы, такие привычные и обычные сами для себя, в этом новом непостигаемом «дальше»?
И главный вопрос: как вести себя в этом образовавшемся проёме, провале, проломе? Наполнять его смыслом, застраивать кирпичиками, заваливать щебёнкой, заливать раствором? Или просто жить, стараясь прочувствовать каждый день заново? Одни вопросы.