Пилигримица — назвала меня по возвращении подруга.
И вправду, ведь я всерьез в этом отпуске собиралась поехать в Португалию или Испанию и пройти Камино де Сантьяго (путь Св.Иакова).
Там надо было бы идти от 90 до 235 км, в зависимости от маршрута. Есть и длиннее, но эти варианты не рассматривались даже.
За свои десять дней в Германии я прошла 150.
Перемещалась только поездами между городами.
Селилась ближе к вокзалам (и к старому центру), по городам ходила пешком. То есть, не пользовалась ни трамваями, ни метро, ни автобусами.
Из восьми посещенных в этот раз городов Берлин, наверно, самый протяженный. И потому что он — по разным причинам — самый современный, и потому что центр занят огромным зеленым Тиргартеном.
Но километров находила больше всего в день переезда из Эрфурта в Лейпциг, когда добредя до вокзала, вдруг постановила — все ж съездить повидать Веймар.
Изначально идея всей поездки была: взяв из Википедии карту перемещений Баха (не смогу внятно ответить, почему Бах вместо святого), посетить некоторые города. Самыми важными в итоге оказались: его родной Айзенах, вообще возникший в плане в последний момент,
и Лейпциг, где меня почти за руку привело к Св.Фоме в нужное время.
Что касается идеи «Запад-Восток», она приключилась сама собой. И сильные чувства, которые я испытала по этому поводу начиная с Лейпцига, а то и с Эрфурта, — они наверно, и про мою жизнь тоже.
В Берлине острее всего ощутила, как мощно была разрезана история страны и народа, как глубоко впечатано там это разделение на «осси» и «весси».
В Дрездене услышала об этом еще одно, живое, подтверждение.
Нюрнберг — потому что в детстве читала о процессе 46-го. Сам музей не стала посещать, город же не обманул.
Теперь это мой любимый немецкий город, трогательно восстановленный после страшных разрушений. И там есть мемориал разбросанным по всему миру немцам.
И в Нюрнберге, в церкви Фрауэнкирхе, построенной на месте некогда разрушенной синагоги, вдруг почувствовала себя как дома.
Мюнхен — потому что туда идут самые оживленные авиамаршруты. Ну, да и красив же старый центр!
А еще благодарна самой себе за идею поддержки — самой себя. Стала пробовать говорить себе ласковые слова, подбадривать, удивляться и одобрять. Не торопить, стараться услышать свои ритмы и желания, не ругать за промахи. И получилось отлично!
А святой Яков подмигнул мне со стены в Веймаре: так вот зачем я сподобилась зарулить туда на полтора часа!