Помпейские пустоты, северный лагерь Траяна и курс по римской архитектуре

Пиранези. Пантеон, Гравюра

Профессор Дайана Клейнер очень любит рассказывать о сортах итальянского мороженого и показывать фотографии из семейных архивов о своих поездках в Италию. Но это не мешает её лекциям быть увлекательными. Именно от неё я услышала то, что и было основной идеей курса на Курсере о римской архитектуре, — римляне изобрели бетон! Буквально с первых лекций я потрясена этим известием. Хотя информации об этом полно везде — и в интернете, и в книгах.

Жаль, что слушала этот курс я уже после нашей римской поездки. Мы были в Риме в январе, во время школьных каникул. И жили в старом доме в районе древнего еврейского гетто, где на площади трамваи описывают кольцо вокруг заросшего зеленью участка сильно ниже современного уровня. Там стоят и лежат колонны разных форматов, там живут разномастные хулиганского вида кошки. Ограда площади увешана воззваниями не кормить котов, — животные выбегают за едой и могут попасть под трамвай. Это Area Sacra, где 15 марта 44 г. до н.э. был убит Юлий Цезарь.
(Фото — Валерий Петров).

Рим, Area Sacra. Место убийства Юлия Цезаря       Рим, Area Sacra. Коты

В ресторанах в пределах гетто, судя по отзывам на tripadvisor, непременно надо пробовать местный специалитет — артишоки. А мы так и не попробовали артишоки гриль в тот раз. Зато в первый же вечер в поисках ужина набрели на недурную сырную лавку, она же винный подвальчик, куда вечерами выстраивалась длинная терпеливая очередь, — верный признак, что там вкусно. Винные карты там — толстенные тома, каждый посвящен отдельной стране или белому/красному, уж не помню. Помню, что впав в отчаяние при виде длинного списка из столь любимых мной Gewurztraminer’ов, я нашла выход из положения, просто указав на ближайшую бутылку подходящего сорта на стеллаже.

И близ пьяцца Навона нашли таверну симпатичного «дедушки», у которого делают лучшую в Риме панакотту. Лучшую, по результатам наших скромных полевых испытаний: все дни в Риме Саша повсюду дегустировала этот десерт. Дедушку, с его нежнейшей кремовой панакоттой в ягодном сиропе, не победил никто. Вечером перед отъездом, поужинав уже в другом месте, мы пришли к нему специально на сладкое.
(Фото — Валерий Петров).

Таверна. Лучшая панакотта в Риме

Курс не только об истории архитектуры. Здесь и о громоздящихся друг у друга «на голове» Форумах всех времен и народов, и об императорах с их объяснимыми и необъяснимыми человеческими слабостями, и об эволюции настенной росписи с ее увлекательно правдоподобными обманками, и о well-being римских граждан — общедоступных крошечных и гигантских термах с их тепидариями и кальдариями, гимнасиями и библиотеками…

Одна из недель курса посвящена обустройству престижных загородных вилл. В частности, курортного города для зажиточных граждан — Помпеям. Как ни странно, одним из самых сильных впечатлений от Помпей для меня стал окаменевший хлеб, как пицца плоский, надрезанный на 8 частей. чтобы удобнее было разломить на ходу. Такие хлебы и готовая еда в больших подогреваемых котлах продавались порциями в термополиях, лавках древнего фастфуда на первых этажах зданий.
(Фото — из Википедии).

Окаменевший хлеб из Помпей    Помпейские фрески из Википедии

Самым сильным ужасом в спокойном рассказе профессора для меня стало упоминание помпейских скульптур. Это отливки из гипса, полученные после заливки пустот в окаменевшем пепле. Тела умирающих людей и животных, которых как засыпало пеплом, так они и окаменели, а потом прах истлел и превратился в ничто, оставив идеальные формы и отпечатки черт и даже выражения лиц давно не живущих существ.

Курсовая работа — изобразить свой город римской империи. Я вдохновилась идеей Атлантиды и Пейтингеровой скрижалью и одновременно захотела изобразить нечто, никогда не бывавшее и абсолютно невероятное, но всё же — хоть чуть-чуть — теоретически возможное. Придумала историю о северном походе Траяна. Почему бы римлянам было не построить свой лагерь на месте крепости Ниеншанц, задолго до всех остальных?

***

«В августовские иды 106 года н.э., что был успешен для завоеваний, Траян отрядил два своих отборных легиона: II Неустрашимый Траянов и XXX Победоносный Ульпиев на север для разведки новых территорий. В каждом легионе было по 5000 пеших воинов и по 300 всадников. Дойдя к октябрю до 60 параллели, к устью полноводной быстрой реки (современной Невы), войска были принуждены сделать долговременный привал, ибо наступали холода, не виданные римлянами доселе. Пошёл снег, и остался лежать не тая. Легионеры, ведомые славным военачальником Марком Кандидом Агриппой, спешно приступили к строительству временного жилья. Был возведён Castrum Aquilonius, что означает «Северный лагерь».

Вблизи лагеря протекала река, — жизненно важно иметь вблизи источник воды. С одной стороны крепостной стены река служила также великолепным естественным препятствием.

Легионеры сначала раскинули походные кожаные палатки, построив временный лагерь — castra stativa. Затем окружили лагерь земляным валом. С одной стороны лагерь окаймляла Нева – естественное препятствие. По периметру вала вырыли ров для защиты и для канализации. По всем сторонам вала были выстроены наблюдательные вышки из дерева. Видя, сколь прочен и удобен в обработке снег, Кандид распорядился укрепить палатки легионеров снежными и ледяными глыбами. Затем, чтобы устроить зимний лагерь – castra hiberna, римляне строили бараки для центурий и военачальников из дерева и утепляли их крыши шкурами.

Старинная карта местности Петербурга     фантастическая карта. римский лагерь в Ниеншанце

Кроме того, были построены:

  • Praetorium – деревянное жилище самого Кандида и площадь вокруг него.
  • Алтарь (ara) для жертвоприношений патрону лагеря — Аквилону (богу северного ветра) и его дочери Хионе (богине снега и льда).
  • Возвышенная утоптанная насыпь для проведения судов — Трибунал и место для собраний — Форум.
  • Место для гаданий – augurale
  • Площадь с бараком квестора – quaestorium.
  • Бараки для отборных войск.
  • Бараки для вспомогательных войск.
  • Бараки для высших офицеров и телохранителей Кандида.
  • Бараки для легионеров.
  • Конюшни, чтобы защитить коней от метелей и снегопадов. Животные с наступлением морозов поросли густой шерстью, что позволило им пережить сильные холода.
  • Ясли для гончих собак и легких саней. Римляне приручили сотни собак, водившихся в окрестных лесах, и построили плетёные сани, чтобы перемещаться по плотному снегу.
  • Склады для хранения еды, шкур, шерсти и дров. Легионеры охотились на диких животных и доили одомашненных.
  • Оружейная палата. Здесь хранилось оружие, а также строительные орудия.
  • Стадион под открытым небом за пределами лагеря – чтобы удовлетворить потребность римлян в зрелищах. На стадионе проводились: гонки на собачьих упряжках; конькобежные соревнования; битвы снежками; а также кулачные бои, вошедшие в моду у римлян, тосковавших по битвам гладиаторов. Боёв среди животных не проводили, т.к. берегли их как ценные источники мяса и жира, шерсти и молока.
  • На берегах реки были выстроены из дерева «бани». Чтобы совершать омовения, римляне прорубали лед и ненадолго окунались в морозную воду.
  • Захоронения в виде земляных курганов легионеры устраивали за пределами лагеря.

С наступлением весны, в мае 107 года, доблестные легионы смогли тронуться в обратный путь на родину, чтобы больше никогда не предпринимать необдуманных походов на север.»

***

Курсера. Свидетельство о прохождении курса

А сейчас мне как никогда стала близка идея — дожить до состояния пустоты внутри, ощутить себя древней формой из спекшегося везувианского пепла. Чтоб потом было что наполнять. И чем, — тоже чтобы было.

Изображение на обложке — Дж. Б. Пиранези, гравюра из серии «Vedute di Roma».

Читайте также