Неделя 20. Шершавый палеолит

Сносят дома на Лиговке

Строго говоря, это и не двадцатая неделя уже, а больше. Начала рисовать 10 февраля, скоро будет полугодие. Никак не могу удержаться от подсчётов, дат и цифр.

Восторги группы по поводу недели наскальной живописи во время прошедшей Стодневки почти миновали меня. Уезжала в командировку, калякала карандашиком на взятых в дорогу кусочках упаковочного крафта — хоть какая-то практика, пусть лишь подобие древности.

Перед отъездом успела, правда, опробовать стены в ванной. Пока возила по ним кисточкой, несколько раз заглядывали удивлённо дети: мама, всё в порядке? Порисовала ещё и мелом на полу — Венеру палеолита, без лица, но с могучими первичными признаками. Потом быстренько всё тщательно смыла и стерла — не осталось бы пятнышка! Художникам в пещерах бы эти мои страхи.

Бык из пещеры Ласко     Бык из пещеры Ласко, копия

III.1. В первый же вечер после видео — дело пошло. И куда лучше, чем в марте. Крафтовая бумага, масляная пастель для фона, сангина, уголь. Коровка с грустными глазами, как на заклание. С веснушками. И всякая независимо пасущаяся живность вокруг. Хм, только что разглядела — на оригинале — что верхний правый угол как будто занят рогатой головой быка. А у меня это фрагмент орнамента, не более.

Первобытное искусство. Красный бык     Красный бык. Копия

III.2. Раз коровка, то и бычок должен быть. На этого красного красавца я у многих в группе поглядывала с завистью. Тоже хотела этак небрежно нарисовать разводы краски от тёмного к светлому, чтобы пятно и не совпадало с контурами, и чтобы всё равно было красиво.

Начать надо с грунтовки, конечно. В прошлый раз восхищалась смелостью сокурсников, наносивших всевозможные шпатлёвки, акрил и ещё бог весть что в смеси с манкой, кофейной гущей, кайенским перцем и другими природными материалами. Тут несмело решила попробовать и сама. Раскопала в закромах банку водостойкой затирки для санузлов.

Порошок следовало разводить с водой специальным строительным блендером (миксером?) на определённой скорости. Кухонный блендер использовать поостереглась. Свою водостойкость затирка продемонстрировала сразу, — вода отталкивалась от неё, скатываясь серыми пыльными шариками. Но справилась — размесила то вилкой, то кисточкой. Получилась неоднородная весьма кашка.

Мне бы подумать заранее, что она будет сыпаться. И не грунтовать к тому же складывающуюся пополам картонку… Не подумала. Намазала. Поверх, по истечении пары дней, нарисовала быстро впитывающимся в основу акрилом — длинноногого, как видно из сравнения с оригиналом, копытного. Парно-. Перед тем попыталась изобразить живенькую пещерную поверхность: синим и жёлтым, поглядывая на интернетную копию. Акрилом и тут понравилось.

наскальные изображения из Сибири    Мифические чудовища из Сибири, акварель

III.3. Эти чудища понравились своей геометрией и загадочностью: кто это вообще? Широкоплечее рогатое прямоходящее — сверху в центре. Раздвоенные копытца у рогатых же четвероногих — ладно. Но откуда у них такие извитые хвосты? А длинные муравьедские носы? И что это за бензоколонка с флажком — внизу справа? Стоит, уперев «руки» в бока, как Иван Иваныч Самовар.

Технику опробовала из подсказанных Еленой — акварель поверх рисунка масляной пастелью. Только нужен острый глаз: пока рисуешь белой пастелью по белой бумаге, видны далеко не все огрехи, и потом они вылезают в цвете.

Рыба. Наскальный рисунок     Наскальное изображение рыбы. Кофе, ПВА, акрил

III.4. Студенты Елены — народ отзывчивый на веселье, быстрый на руку и остроумную идею. Накануне в группе кто-то затеял «рыбный» флешмоб. В ленте замелькали и матиссовы рыбки в банке, и водоплавающие с плиток в собственной ванной, и красно-золотые губастики из монастырского пруда…

Я озадачилась — были ли в практике древних мастеров изображения рыб? Мне ответили, что конечно. И только тогда я обратилась к гуглу. Нашла и подивилась: великолепие, изысканная красота!

На картонке от таблеток для посудомойки нанесла ПВА вперемешку с кофе (тащила в банке с работы отработанную гущу на выброс, — кто бы знал, что у меня там в сумке!), высушила и сверху рисовала уже акрилом. Конечно, достигнуть такой красоты и точности, как у первобытного художника, возя кисточкой по этой шершавой поверхности, — нельзя и мечтать.

Изображение из пещеры Шове     Животные из пещеры Шове

III.5. Эти «ехали медведи» мне давно нравятся. Профили, как у вождей и основоположников, — по двое, по трое в ряд. Пока не присмотрелась, вырисовывая детали, и не разглядела бы вот те вытянутые, как от удовольствия лапы, что посередине кадра. Да и многие «лица» остались бы недопрочтёнными. Картон, грунтованный акрилом. Сухая пастель. Изначально я её неосознанно побаивалась, — а оказалось, сухая белая умеет рисовать поверх тёмных оттенков. Очень ценное свойство.

Рыба. Древний рисунок аборигенов     Древний рисунок аборигенов. Копия, акрил

III.6. Рыбный день снова. Эта красота требовала, чтобы её хотя бы срисовали. Формат основы выбрала неподходящий: планшет запомнил эту картинку в папку «Панорамы». Да и пропорции изображения уехали, конечно. И материалы не совсем «те». Фон пыталась делать сильно разведённой акварелью «Пчёлка», остатками ещё из детсада дочери. Опробовала её, как настоящий Плюшкин, ещё на квадратных бензопришельцах с флажками.

Почему-то не могу позволить себе начать пользоваться новенькими «Белыми ночами», 24 цв. Хоть это и мне от меня самой подарок, за первую Стодневку. В итоге перешла на яркий акрил, контуры провела сангиной. Тут сухая пастель почти не помогла: человечков у меня почти не видно.

В синем море, в белой пене    Оставайся мальчик с нами

III.7. В субботу была в Эрмитаже, в Главном Штабе. Елена в группе объявила тему следующей недели — «Что меня вдохновляет?». Вот у меня в голове и состыковалось сразу несколько тем. О том, как важно иногда приходить в музеи и смотреть на настоящее. Ещё — вопрос, что не даёт покоя и снова всплыл в музее: зачем же они все это делают: рисуют, пишут, лепят, куют, вяжут, ткут…? Ну, и начала думать, что же меня саму вдохновляет.

Выполнить задание — рисунок в день — помогла рыбка с графической работы Феликса Валлоттона, автора «Интимностей». Напомнила сексуальную певицу из гениального армянского мультика.

Тот же ПВА с кофе на картонке, яркие мультяшные акриловые цвета. Самое то для «Оставайся, мальчик с нами…». Одногруппники из разных городов и стран подпевали в фб ленте любимой с детства песенке.

Пожалуй, это и вдохновляет — проживание какой-то параллельной реальности, вместе с другими на одной волне. Не-заданность, спонтанность, творческий порыв (пусть, пусть — пафос и избитое выражение!), совместность.

И ещё. Отдельно пришла мысль о фоне, подложке, о подмалёвке. Как важен слой грунта, пусть с разводами от кисти, или даже с щетинками, — чтобы подчеркнуть цвет. Как красиво проступает фактура гофрокартона из-под акрила, — кто-то видит узоры вафельного полотенца, а кому-то видится окно в струях дождя. Как здорово можно процарапывать краску, чтобы рисунком проступал нижний слой.

Сын обратил моё внимание на красоту басовой партии в музыке — сама бы не расслышала, не различила внутри гармоничного созвучия… Наверно, наша совместность в группе работает похожим образом. Картинки каждого подчеркнуты ежедневным общим потоком красоты в ленте. А всё вместе объединяется в подобие коллажа, как многослойные разноцветные изображения в тысячелетних пещерах.

You may also like