Первая Стодневка рисования

Закончила Стодневку рисования. И тут мне вспомнилась технология Dragon Dreaming. Когда проект не только планируешь и делаешь, но и равное по количеству время уделяешь мечтам и — празднованию! Когда важно поощрить себя, размеренно понаслаждаться результатом и поделиться с другими радостью от завершенного дела.

Закончила таки Стодневку. Даже с превышением «нормы» по количеству работ. Однако раздрай в голове и теле остается. Не вполне понимаю, что же делала все эти сто дней, откуда раздрай. И только сейчас поняла, насколько не выспалась.

Ведь почти каждый вечер досиживала до полуночи, чтобы зарядиться уверенностью в себе и начать копию, зато потом могла досидеть до двух часов, мастеря спонтанно родившийся коллаж, или рисуя третью копию — «за сегодня, за вчера и за позавчера».

В недосыпе, впрочем, упорно винила туго идущий на работе проект. Наверно, небезосновательно. Но почему я забываю и об этих своих ночных бдениях?

Так вот. Елена Тарутина совершенно правильно сделала, предложив по окончании ста дней практики — не торопясь обдумать свои впечатления, создать коллаж из всех или избранных работ, написать отзыв, а потом спланировать, как дальше «быть художником». Например, выбрать полюбившегося мастера и сосредоточиться на нем.

Мне было довольно трудно рисовать подряд эти сто дней. Ведь я и без образования, и без видеокурса, и занималась самостоятельно. Думаю, что так проходить курс ненамного эффективнее, чем пытаться снова изобрести велосипед.

Потому и отзыв получился слегка надрывным, эмоционально перегруженным и, начатый во здравие, закончился истерически: «Правильно, что я не художник. Никогда им не буду. Это тяжкая работа!»

Потому и на третий вечер, уже приобретя курс, не могла начать его смотреть. Откуда-то появилось глухое раздражение. На себя («почему я такая отсталая?»), на других («как они все успевают?»), и вообще на мир, обычное дело.

Только сейчас понимаю, что — не отпраздновала хорошенько это дело. Хорошо, сделала коллаж. Наполучала лайков, — уже праздник!

А потом подсмотрела у одной соученицы великолепную идею празднования. Она анонсировала для друзей аукцион готовых работ из курса. Позвала к себе в загородный дом, где за симпатичным угощением, в саду «имени Клода Моне», гости смогли приобрести понравившиеся картинки за символическую цену, пообщаться и насладиться летним благолепием.

Ну так вот. Отоспавшись и продышавшись (а еще: начав-таки видеокурс и сделав по нему пару работ), поняла две вещи. Как минимум.

Во-первых, буду помнить, что для красивого и полного завершения дела праздновать — просто необходимо.

Во-вторых, видеокурс надо было брать сразу. Он как хорошая школа, которую прошла сама Елена, и которая просится, по её словам, быть переданной другим. И наша преподавательница гениально щедро ею делится, успевая уделять время детям, семье и основной работе.

Курс — это технология, которой предлагается воспользоваться, чтобы научиться видеть, в том числе руками (это очень важное для меня открытие в этом курсе!), а потом уж и творить. Выбрав в качестве отправной точки того или другого мастера, технику или их сочетание. Или придумав своё.

У меня не было такой технологии, и каждый вечер я довольно беспомощно перерисовывала. Практически «раскрашивая по номерам». Ограничив выбор, почти всегда, карандашами или масляной пастелью.

Конечно, сейчас-то я развернусь! Уже первые три «моих» Сезанна в рамках видеокурса дают мне уверенность в этом.

Итак, что дал мне курс? Примерный конспект отзыва, с поправкой на нынешнее знание о себе после ста дней.

В первую очередь — ценный опыт рисования каждый день. Несколько раз до того принималась, и сходила с дистанции довольно быстро. В этот раз Стодневка началась примерно на 20-й день моего собственного, самонадеянно объявленного марафона в 365 дней, и уже к этому дню я чувствовала усталость. Не хватало идей, уверенности в собственных силах. Уверенности, что занялась своим делом.

В сообществе — оказалось легче держать ежедневный темп. Замечательно бодрили не только лайки и комменты, а и — гораздо больше — работы соучеников. Когда ты раскачиваешься, не в силах приступить к новому заковыристому мастеру, а в ленте уж — глядь-поглядь — работы особо смелых ранних пташек. Выполненные в любопытных техниках, снабжённые задорными текстами. Иногда от одного лишь текста дико хохотала и тут же хотела сделать «не хуже».

Рисовать стала быстрее, чем в первые числа своей 365-дневки. Даже — нахальнее, что ли. Лёгкая небрежность к деталям даже приветствуется в группе, в приоритете — быстрота и все же количество. Пусть одна работа в день, но не прерываясь. Я несколько раз нарушала принцип ежедневности, но старалась сразу возместить.

Самым трудным оказался период персидской миниатюры. То был Милан, командировка, нехватка времени. Да и тема не «зашла», совсем. Авось сейчас прочувствую лучше. Ибо «влюблённые», которых догоняла детскими карандашами уже в самолете на обратном пути, понравились необычайно.

Пока копировала дурную, в общем-то копию с просторов интернета, сама испытала небывалый эротический подъем мыслей и чувств. Хм, значит, продолжу выискивать у персов что-нибудь не столь унылое, как эпические многофигурные сцены битв да купания в ручьях.

Пропорции, однако, стали удаваться немного лучше. Когда не тормозишь с каждым полуштрихом, действуешь на скорость, — чудесным образом улучшается и передача пропорций.

Новое для меня — в подборку мастеров вошли некоторые любители чистых цветов, которых никогда особо не понимала. То были: Мартирос Сарьян, Анри Матисс и Поль Сезанн. Так вот, на поверку их цвета оказались совсем не такими однозначными. И только «пропускание через руки» помогло увидеть это и удивиться, сколько оттенков в жёлтых песках Сарьяна и розовых кустах Матисса.

Коллажи Жоржа Брака и Альберто Бурри, да и вообще жанр коллажа — неслыханно трудная тема. Вот тут как раз только «лапками, лапками» и можно что-то почувствовать. И чем абстрактнее искусство, тем сложнее копировать или — уж тем более — ваять своё на тему.

Тут нужно столько всего знать из теории композиции, например, и чувствовать прекрасное, что держись. Неделю Бурри я откосила, прикрывшись копиями великолепной австралийки Крессиды Кэмпбелл. Она меня практически спасла от ощущения полной никчёмности.

Однако, Бурри вдохновил добрых полгруппы участников на поиски этой самой материальной красоты разрушения и взаимопроникновения в окружающих пампасах. Обваливающаяся многослойная разноцветная штукатурка — то в виде географической карты, то как Санта-Клаус на олене. Куски проволоки, набитые гвоздями на шрамы автомобиля… Столько находок за одну короткую прогулку! Мир стал ещё интереснее, с неделей Бурри.

Он же, да и Брак, указали мне на важность верного соотношения воздуха и заполненных пространств в работах. Самой себе это не объяснить, но как же хороши были работы товарищей, насыщенные простором, лишь с полунамёком на что-то материальное!

Очень разными вышли недели. И от мастера зависело, конечно, насколько вдохновенно проведу я вечер. Клод Моне вдохновил сразу, так что мелки в руках летали и прыгали. А некоторые недели выходили тягомотными, унылыми и бесплодными. Правда, и под конец недели Моне — не все его оригиналы казались одинаково бодрящими.

Но всё же именно Моне дал мне шанс попраздновать посреди курса. Вывесив понравившийся самой себе венецианский пейзаж, получила от подруги добрый отклик. Предложила подарить. И с радостью услышала, что моя ученическая почеркуха принята!
Впору самой аукционы с раздачей проводить, хе-хе.

Рисуя в компании, оценила важность совместного делания. Как говаривал Матроскин, «совместный труд, он объединяет!». Елена собрала вокруг себя уникальное сообщество заинтересованных, творческих, разносторонне талантливых, живых искрящихся людей. Это бодрило необычайно. Чего стоили тексты товарищей на неделе лубка! Или спонтанный зеленоносый флешмоб на неделе Матисса!

И даже не мешало, а скорее помогало, что «отряд» получился настолько «разновозрастной» — участвовали как профи, зарабатывающие искусством свой хлеб насущный, так и любители-начинашки вроде меня.

Елена вела сразу две группы, была на связи, ставила лайки, комментировала. Записывала и вывешивала видео с ответами на накопившиеся вопросы. Её поддержка и присутствие чувствовались постоянно. По её собственным словам, она чувствовала потребность передать дальше полученное от ее учителей, и это удалось. Товарищи не дадут соврать, курс вышел очень мощно заряженным и содержательно, и творчески, и эмоционально. И, по-моему, энергия группы очень его обогатила, дорогие однокашники, спасибо вам ещё раз!

Итак, продолжаю, то есть вернулась к самому началу, теперь уже с видео. Снова — Сезанн, его живые вибрирующие поверхности. Сражаюсь с акрилом и потихоньку проникаюсь его яркими сочными цветами. Но безусловной любви, как к маслу, нет пока, — обсудили мы тут с ещё одной студенткой курса. А ещё акварель… Авось пойму и её. Коробка 24 цвета куплена и тихонько ждёт своего часу.

А пока — выпили с дочерью сидра за успешную сдачу школьных экзаменов. И посмотрели первую серию ГП — совсем как шестнадцать лет назад. Когда Саша только собиралась появиться на свет.
Тоже — отпраздновали. Непременно!

You may also like