Осторожно — потому что есть риск впасть в сильную зависимость. И в страстную любовь…
Мне очень повезло. Сразу после готического и фахверкового Нюрнберга, в который влюбилась сразу и бесповоротно, я приехала в парадоксальный Эрфурт. «Прошлась по Абрикосовой (Пушкинштрассе), свернула на Виноградную (Карл-Маркс-Платц)»…
И оказалась вместо логично ожидаемой слегка запущенной Восточной Германии, да и вообще Европы постсоветского периода, — в чутко и бережно восстановленной прекрасной городской и почти загородной среде.
Сразу после привокзального района многоэтажек по Юрий-Гагарин-штрассе, упрямо катя свой хрупкий зелененький чемоданчик по почти-везде-булыжнику, я вдруг по указанию навигатора очутилась в престижной загородной застройке. Частные дома в стиле модерн в великолепном состоянии.
Традиционные растительные мотивы — да, повсеместно. А еще и множество лиц! У нас чаще можно встретить на модерновых фасадах уже-не-лица, гримасы какие-то. Полулюди, полумонстры, а то и живность всякая. Здесь же это — характеры, чувства.
А какие книжки мне показала за завтраком Марина, хозяйка апартаментов Villa am Park, где я остановилась! Четырехтомник примеров эрфуртского модерна, а еще — дивную книгу с фотографиями по типу «было — стало». То есть, слева на развороте: как дома или памятники города выглядели в 80-90-е, справа: как их восстановили-отреставрировали сейчас.
Как я умилилась, честное слово! Такое бережное отношение пожелала бы многим зданиям и моих родных городов: Самаре, Питеру, да и Секешфехервару тоже. Которому, впрочем, жаловаться приходится менее всего.
Айзенах тоже порадовал, но столько внимания фасадам я уж не уделила. Он, конечно, невероятно удивил соседством двух гениев. С разницей в два столетия — и всего в 330 метров, если верить maps.me! — жили друг от друга Лютер и Бах…
Айзенах полюбился кажущейся своей затишной провинциальностью, хоть и с уверенностью в в своей прежней гордой истории. В нем, в его центральном универмаге, я познакомилась и практически разговорилась, не зная немецкого, с жизнерадостной Габриэлой из венгерского Сольнока.
Вот какая витрина магазина компьютерных комплектующих мне приглянулась. Прямо напротив Бах-Хауса.
Веймар — тронул сохранностью своего древнего узкоулочного, маломерного такого центра. Пешего, без особых расчетов даже на пролетки-повозки, не то что на конки или там автомобили. Игрушечным домом Кранаха, между неприлично расписным театром и априори скорбным инфоцентром для туристов.
Скорбным, потому что там — в Веймаре — кроме Веймарской республики, Шиллера, Гете, Баха и Кранаха, еще и Бухенвальд. В этот «Буковый лес», всего за 8 км от города, я так и не отважилась, нет. Хотя изначально называла проект своей поездки «Бах и Вермахт». Спасибо дотошному блогеру, у которого посмотрела подробный отчет о посещении бывшего концлагеря и его истории. Не нашла после того в себе сил на эти 8 км, честно.
А в церкви, куда совершенно по наитию зашла, тем не менее боясь опоздать на свою электричку, оказался алтарь кисти Кранаха-старшего. Выясняется, однако, что вероятнее всего не старшего, а младшего.
И на той же площади — в Веймаре же — находится отель «Элефант». Это один из самых престижных (Location! Location! Location!) отелей небольшого города, замечательный не только положением, но и своей долгой историей.
В Эрфурте же, как и в венгерском Шарваре два года назад, и тоже на вокзале, набрела на мемориальную табличку, посвященную угону евреев — детей, женщин и мужчин — в лагеря смерти.
А неподалеку от виллы у парка, в которой безмятежно прожила два дня и две ночи под шелест дождя и отсутствие вайфая, благодаря maps.me случайно открыла старое еврейское кладбище.
И современный ажурный мостик…
…через как ни в чем ни бывало протекающую между домами речку. Просто очередная Венеция.
Табличку с девизом «Mein Helm mein Glück» и витую асимметричную решетку с яблоками.
Дом с балконами-табуретками…
Благородные почтовые тумбы посреди зарослей парка.
И развесистые вовсю краснеющие помидоры на балконе, как у бабушки в Самаре…
Что касается модерна и его нынешнего состояния там, где успела полюбоваться на него, — я восхищена. Хотя фасады некоторых домов в Эрфурте совсем не радуют,
…есть доказательства трогательного отношения к утраченному. «Чтобы помнили»…