Сказки двадцать седьмого царства, тридцатого государства

Каспар Давид Фридрих - Странник над морем тумана

«Дед бил-бил, не разбил…» Оказывается, мы не знаем ни продолжения, ни сути этой архаичной истории. И золото, оказывается, далеко не всегда символизировало богатство. Когда-то оно было символом смерти. Интересно! А жених невесту вносит через порог на руках — не из любви и преклонения, а чтобы предки не разозлились… Столько открытий чудных ждет, когда начнёшь слушать или читать о связи мифов, суеверий и сказок. Вчера случайно наткнулась на лекции С. З. Агранович — и втянулась, заслушалась, хоть, по уверениям Мыши из «Алисы», суше лекции нет ничего на свете.

И ещё с удовольствием вспомнила курс Fantasy & Science Fiction на Курсере. Профессор из Мичиганского университета много рассказал о сказочных и фантастических сюжетах с многочисленными ссылками на Проппа и предложил разнообразные необычные подходы к разбору текстов. Например, можно изучить меню героев. Или их музыкальные вкусы. Или проанализировать схему родственных отношений…

Этот курс заставил немного по-другому взглянуть на известные произведения (Алиса в Стране Чудес, Эдгар По), дал представление о неизвестной русскому читателю откровенно феминистской утопии о стране женщин «Herland». Прочитала Франкенштейна и Дракулу, так бы сама никогда и не додумалась — подумаешь, всем известные персонажи. Никогда до того не читала ни «Страны слепых», ни «Острова доктора Моро» мрачного Уэллса. К сожалению, так и не смогла обнаружить, в чём прелесть столь любимой многими «Левой Руки Тьмы» Урсулы Ле Гуин. Страшно скучала и томилась в попытках дочитать штампованную «Принцессу Марса» Берроуза. И именно после этого курса всем охотно советую великолепного «Младшего Брата» Кори Доктороу — достойное продолжение в культовой уже череде антиутопий, начатых «1984» и «Мы».

свидетельство курс на Курсере Фэнтези и Научная фантастика Coursera Fantasy & Science Fiction

Вот мой любимый текст, который сдала в конце недели о фантастике XX века, сейчас даже слегка оторопела от его внезапной академичности:

«Рэй Брэдбери, спасибо за возвращение в детство! Я получила редкостное удовольствие, перечитав Марсианские хроники еще раз. Увидела сейчас и аллюзии на книги Эдгара По, и развитие идеи Мэри Шелли о создании искусственного человека, и глубокую трагическую философию эпохи модерна. Однако, как и в случае с неделей 5 (Готорн & По), самой яркой идеей для обсуждения с вами мне кажется идея связи живописи и художественной прозы.

В Марсианских хрониках есть несколько упоминаний художников, среди них есть кубист Пикассо и импрессионист Матисс. Однако самым важным мне представляется Максфилд Пэрриш, которого Брэдбери упоминает дважды в главе «Третья экспедиция». Это известный американский иллюстратор книг на сказочные и мифологические темы. Удивительно, что уникальная палитра Пэрриша включала четыре основных цвета: синий, сиреневый, желтый и черный. В статистике «Хроник» я насчитала больше всего упоминаний о черном, синем (голубом), белом, обо всех оттенках желтого (в том числе золото, оранжевый, латунь, бронза), о зелёном, красном и розовом… Большинство иллюстраций Пэрриша очень близки к той «картинке» Марса, которая возникает при чтении «Хроник».

Максфилд Пэрриш Романтика Maxfield Parrish Romance

Полагаю, Брэдбери воображал его картины как основу для своих марсианских пейзажей. Однако мне кажется, он «добавил» недостающих цветов (красный, зеленый, розовый) в его палитру, получив таким образом свою авторскую гамму. Думаю, он добавил эти цвета не случайно, ведь в итоге у него получилась палитра, которая применялась для большинства изображений «потерянного рая», от фресок Микеланджело до картин Лукаса Кранаха и других.

Микеланджело Буонарроти Грехопадение и изгнание из Рая

Так, визуальный ряд книги намеренно отсылает читателя к образу Эдемского сада, архетипу многих произведений жанра fiction, о которых мы говорим в рамках этого курса.»

Лукас Кранах Старший - Рай

А Курсера ещё продолжила удивлять — курсом по римской архитектуре. Жаль, что уже после того, как я побывала в Риме. Внимательнее бы смотрела… Первым делом — потому что именно римляне изобрели бетон!

You may also like