Дети и вузы

We don’t need no education.
Pink Floyd

«Интеллигент — это тот, три поколения предков которого учились в вузе». Такое убеждение я вынесла из своей семьи. И всегда опасалась быть неинтеллигентной. Да что там быть, — даже показаться. Не могу поручиться, правда, что наличие диплома меняет что-либо в человеке. Да и само понятие «интеллигентность», пожалуй, стоит отдельно разобрать.

Родиться, пойти в сад, в школу, проучиться обязательные 10 классов, поступить в институт — такова была программа-оптимум для моего поколения плюс-минус. Плюс — потому что она же определяла жизненный путь моих родителей. Минус — потому что таким же образом я мнила будущность своих детей. Не тут-то было.

Сын решил бросить Вышку, не доучившись даже до конца первого курса. Его музыкальные товарищи невовремя сказали ему, что он талантливый ударник. И надо возвращаться в группу, которую он незадолго оставил. А болонская система в вузе «стала напрягать», и он не захотел дожидаться обещанной смены ее. Потом в Лету канул и Герцена, выбранный и брошенный сыном уже совершенно по другим причинам. Но так же скоропалительно. Туда же последовал и музыкально-педагогический колледж.

После первого брошенного вуза меня преследовало ощущение катастрофы: сын выбивался из предначертанного графика. Я вспоминала, конечно, что мой Финэк был выбран родителями исключительно из прагматических соображений. Доводы были примерно следующие: перебраться в Ленинград, «трудно поступить — легко учиться», «финансовая работа — прекрасный выбор для молодой женщины» и т.п.

Но думала, что поколение наших детей поступает в вузы более обдуманно и, чего уж, делает это гораздо легче. Одних только альтернатив выбора учебного заведения у сына было пятнадцать(!), а не одна, как у нас. И они не должны были все выпускное лето посвящать непрерывной изматывающей сдаче экзаменов: выпускные… вступительные… Спорная, да, но все же универсальная система ЕГЭ, казалось, дала возможность пройти этот этап быстрее и безболезненнее.

И после всего этого — мой ребенок ни с того ни с сего забрасывает высшее образование и устремляется в музыку! Причем никак не в академическое музыкальное образование. Ведь в музшколу для взрослых он поступил, еще в 9-м классе, и тоже бросил ее через полгода.

Честно говоря, я до сих пор чувствую болезненную пустоту там, где должно быть довольство самой собой вроде «я все сделала для своих детей, теперь могу и почить на лаврах». Я до сих пор считаю, что это была моя ответственность — настоять, убедить, вразумить не делать поспешных шагов и не бросать предпринятое важное дело.

Образование! Слово-то какое! Тут впору задуматься о смысле, который я сама вкладываю в это слово, а не использовать красивые и умные цитаты других людей. Образование может рассматриваться и как некий продукт/результат, и как процесс. Для меня образование — это именно процесс образовывания человека как личности, формирования круга его интересов, знаний, взглядов. Лучше даже, если человек сам — образовываетСЯ, формируетСЯ. Наверно, каждый приходит к этапу «сам» — в разные периоды жизни.

Когда я училась в 9-10 классе, мне были очень симпатичны пареньки из шестого класса, прибегавшие в кабинет после нашего урока, чтобы задать нашей любимой учительнице математики Галине Ивановне свои важные вопросы. С вопросами они приставали ко всем учителям. Не только математики, а и географии, истории… Они меня вдохновляют до сих пор, те любознательные мальчишки.

Когда возникает интерес к образованию самого себя? Что или кто стимулирует этот интерес? Что или кто мешает ему проявиться?

И да, конечно, снова тот вопрос — а нужно ли высшее образование? Кому оно нужно, и для чего? «Какой он, этот Слонопотам?.. Идет ли он на свист? И если идет, то зачем?» Я не уверена, что до конца продумала эти вопросы и всерьез обосновала свои взгляды. Я поступила, проучилась — особо не задумываясь сама, для чего это делаю, формирую ли я при этом сама себя, и как я изменилась с момента поступления до момента получения вожделенной синей книжицы.

Удобно вспомнить, что раньше времена были другие, и без вузовского образования кроме как на рабочие специальности и не брали никуда. Конечно, корочки о высшем и сейчас стоят на одном из первых мест среди требований работодателей. И тем не менее, сейчас можно, например, только начать учиться программированию, и устроиться на оплачиваемую работу стажером или тестировщиком.

Мало того, — в последнее время все чаще стали появляться новости, что известные крупные компании убирают высшее образование из списка обязательных требований к своим соискателям. Конечно, каждый раз это — depends. Ну, невозможно стать хирургом или преподавателем старших классов или вуза — без высшего образования.

Но многие из друзей моего сына, уже закончившие свои вузы, так же, как и он, ищут себя. И — тоже вопрос: что такое «найти себя»? Неужели процесс поисков ограничивается выбором университета и успешным его окончанием? И все?

И как быть с пресловутой интеллигентностью? Как быть с интеллигентностью поколения, не пожелавшего длить цепочку из «трех высших»?

Поделитесь, важно ли для вас наличие высшего образования? Что для вас — высшее образование?

You may also like